Воскресенье, 05.05.2024, 18:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники дня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт детского сада №1917

Музейная педагогика

           

                                                                                                           

     
                  Музей декоративно-прикладного искусства
 
 
 
История Музея декоративно-прикладного искусства в ГОУ
 
      Детский сад комбинированного вида №1917 Важнейшей составляющей стандарта дошкольного образования является введение детей в мир культуры. Именно поэтому коллектив нашего детского сада поставил перед собой задачу внедрить в систему образования детей предмет «Музейная педагогика». Осуществить это возможно через ознакомление детей с музеями, воспитание у ребят потребности в их посещении. Музей для взрослого – это место, где хранятся истинные культурные ценности, а для ребенка это прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать его понятным и интересным и есть наша задача. Несколько лет назад в детском саду №1917 был создан и открыт Музей декоративно-прикладного искусства. На базе музея стали проводиться занятия по музейной педагогике, которые постепенно вошли в систему образования детей. В нашем детском саду на базе уже имеющейся коллекции предметов народного декоративно-прикладного искусства был создан музей, где с 1998 г. в системе дополнительного образования проводятся занятия с детьми по музейной педагогике. На основании заключения экспертной комиссии в 2004 году наш музей получили сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения».
 
Цели Музея декоративно-прикладного искусства
 
     При организации работы с дошкольниками в музее были определены следующие основные цели:
1. Формировать гражданско-патриотические чувства у детей.
2. Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музеев.
3. Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.
4. Помочь детям овладеть навыками поисковой, исследовательской деятельности.
5. Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования.
6. Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства.
7. Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и особенностях.
8. Научить различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
9. Сформировать «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.)
10. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.
11. Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.
12. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
 
Методические принципы
 
     При планировании занятий по музейной педагогике опираемся на следующие методические принципы:
1. Деятельность. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие — способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.
 
2. Вариативность. Ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемной ситуации. Основное методическое правило — ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.
 
3. Креативность. Педагог поощряет и провоцирует творческую деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых последний становится творцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
 
4. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается в группе и семье. Выработка личностной позиции и целеположение ее действий — залог оптимизации обучения дошкольников.
 
5. Гуманность. Без любви к жизни, детям невозможно формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым.
 
Структура музейной экспозиции
 
      Педагогами ДОУ была разработана структура музейной экспозиции и сменяемость ее предметов:
 1. Роспись по дереву: - хохлома (детская мебель: стулья, столы разнообразной формы; ложки: этапы работы, разная роспись на разном фоне, вазочки разной формы и размеров; чаши, ковши, блюда, набор для меда, набор для кваса, миски, солонки, декоративное панно, декоративные яйца, половники); - городец (панно, разделочные доски, хлебницы, солонки, сундучки, полочки, коромысла с ведерками, игрушки); - росписи Северной Двины и Мезени (мезенская роспись на панно, ковши-скопкари, панно, декоративные доски).
 2. Керамика: - гжель (чайный сервиз, кофейный сервиз, сахарницы, конфетницы, вазы, штоф малый, штоф большой, набор чайников, часы, лампа настольная, доски разделочные, панно (майолика), скульптура (девушка, матрешка, петух, кот, обезьяна, лошадь, овечка); - скопинская керамика (вазы, подсвечники, квасники).
 3. Русская глиняная игрушка - каргопольская (Полкан, композиция «Мужик с собачкой на привале», козлы, танцующая пара) - дымковская (индюки, барышни, барышни с коромыслами (этапы работы), петухи, бараны, козлы, быки, поросята, олени, кони (этапы работы), кавалеры, всадники на конях, на оленях, пары: барышни с кавалерами, семья); - филимоновская (сельские красавицы, птицы, козлы, собаки); - абашевская (козлы, олени, бараны, барышни-свистульки); - гриневская (кони, индюки, козел, барышня, конь с всадником).
 4. Русская деревянная игрушка - нижегородская топорщина (птицы счастья); - полхов-майданские игрушки (матрешки, Ваньки-встаньки, свистульки, вазочки) - сергиево-посадские игрушки (матрешки различной величины, этапы работы); - семеновские матрешки; - богородская игрушка (птица с птенцом, клюющие куры, заяц с морковкой, медведь, купающий медвежонка, медведь, обувающий лапоть, медведь, расписывающий матрешку, медведь-акробат)
 5. Русские художественные лаки: - палех (брошь, шкатулка, коробки); - жостово (подносы разнообразной формы и размера).
 6. Павловопосадские платки.
 7. Вологодские кружева.
 8. Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).
 
Публикации
 
     Сотрудники детского сада публикуются в различных изданиях. В 2006 году в свет вышла книга «Музейная педагогика. Из опыта методической работы» под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой (программа развития). ГОУ Детский сад комбинированного вида №1917 принял участие в работе над книгой и поделился своим опытом работы. Статья Г.Г. Шегутовой, педагога дополнительного образования, называется «Организация работы педагога дополнительного образования по музейной педагогике» (страницы 107-128). В 2009 году в книге Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой и А.Г. Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» опубликован конспект досуга по теме «Золотые узоры России». Авторы конспекта наши сотрудники: А.Б. Киселева, музыкальный руководитель, В.В. Николаева, воспитатель и И.Ю. Суровцева, педагог-психолог.
       
 
Занятия по музейной педагогике
 
    Ежедневно проводятся занятия по музейной педагогике. На занятиях по музейной педагогике дети знакомятся с русской народной игрушкой, с музеями Москвы, с творчеством русских и советских художников, играют в дидактические игры, участвуют в развлечениях и досугах. Работа по программе «Музейная педагогика» показала, что детям доступна, интересна и понятна информация о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, о музеях Москвы. За годы работы найдены наиболее эффективные формы работы с дошкольниками, педагогами детского сада и родителями: · рассматривание слайдов, · просмотр видеоматериалов, · совместное посещение музея детского сада и музеев Москвы, · приглашение сотрудников музеев в детский сад, · использование игр и игровых упражнений, пластических этюдов, · семинарские занятия, · интегрированные занятия с участием всех специалистов ДОУ (педагог дополнительного образования по изодеятельности, музыкальный руководитель, логопед, психолог, воспитатели) · совместные досуги и праздники.
  
   
  
        Цель всей нашей работы – воспитать в детях любовь к русским традициям, развить творческое мышление на основе народного и декоративно-прикладного искусства, а также раскрыть индивидуальные способности детей и сформировать художественный вкус. Народное искусство всегда создавалось для человека и служило ему. Любая народная игрушка – дымковская, Богородская, каргопольская – делалась для ребенка, чтобы его порадовать, развлечь. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее наполненной. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовольствие от ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к труду мастера, создавшего их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
 
Работа в Музее идет, и мы надеемся, что дети пронесут через всю жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, будут видеть красоту в окружающей их жизни.